Профессор корпоративного права Еврейского Университета в Иерусалиме Ассаф Хамдани опубликовал исследование, посвященное распределению богатства в израильском обществе и влиянию «нескольких хороших еврейских семей» на экономическую жизнь страны в целом.
Хамдани является советником «Комитета Ходека», созданного правительством Израиля с целью защиты пенсионных накоплений рядовых израильтян от последствий мирового финансового кризиса.
Важность тщательного анализа того, как реально организована корпоративная жизнь в Израиле подчеркивает скандальное соглашение менеджмента Africa Israel с держателями облигаций, которое вряд ли можно назвать удовлетворительным, с точки зрения инвестора.
Хамдани пришел к неутешительному выводу: существующая легальная система не защищает интересы рядовых инвесторов и практически не контролирует реальные рычаги власти в корпорациях – а именно, держателей крупных пакетов акций, которые, в свою очередь, открыто направляют и диктуют государству выгодные и необходимые для них решения.
На израильском фондовом рынке доминируют несколько крупных корпораций, которые фактически принадлежат членам весьма немногочисленных, но исключительно богатых и влиятельных семей. Хамдани называет подобную систему управления рынка «контрольными пирамидами». Наиболее выдающимися экземплярами этого вида рыночной фауны являются семейства Данкнер, Офер, Тшува, Арисон, Леваев и Штраусс.
Из 100 компаний, входящих в индекс TA-100 52% контролируются членами этих семей. В листинге TA-25, представляющим 75% рыночной стоимости всех израильских компаний, эта концентрация еще выше. Более того, 10 «лучших еврейских семей» контролируют 30% корпораций в Израиле.
Хамдани утверждает, что такие компании оказывают самое ощутимое влияние на процесс принятия решений в масштабах государства: » Корпорации обладают потенциалом, позволяющим им влиять на государственные решения, облегчать налоговое бремя, принимать необходимые законы, предотвращать появление на рынке конкурентов».
Хамдани указывает на распространенную тактику уклонения от налогов в корпорациях, фактически принадлежащих финансовым кланам: основные активы компании передаются владельцу контрольного пакета, что позволяет значительно сократить налоговое бремя, и одновременно, окончательно убрать ценные активы из-под контроля миноритарных акционеров.