
— Пух, что ты любишь делать больше всего на свете?
— Ну, — ответил Пух, — я больше всего люблю…
И тут ему пришлось остановиться и подумать, потому что хотя кушать мёд — очень приятное занятие, но есть такая минутка, как раз перед тем, как ты принимаешься за мёд, когда ещё приятнее, чем потом, когда ты уже ешь, но только Пух не знал, как эта минутка называется.
(Алан Милн, «Винни Пух»)
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из всех существующих СМИ. В развитие сферы телевидения вложено много усилий самых талантливых, одарённых и умных людей эпохи. Тележурналист — одна из наиболее ярких профессий на телевидении. Современная тележурналистика выдвигает высочайшие критерии профессионализма каждого, кто решил связать с ней свою жизнь и судьбу. Не секрет, что талантливых журналистов всегда не хватает. Талант в сочетании с необходимым «набором» профессиональных данных, образованностью и ответственностью вообще встречается нечасто, тем более в гармоническом единстве. Многое в работе журналиста зависит и от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности. При этом, чем ярче человеческая индивидуальность, тем вероятнее успешная карьера тележурналиста.
Обращаясь к аналитике, аудитория имеет дело не с одним только фактом, но и с определённым мнением – авторской позицией. Поэтому аналитическая журналистика предполагает опытных журналистов, имеющих своё сформировавшееся отношение к реальным событиям. Отношение, как правило, взвешенное и мудрое. Для политического обозревателя важны такие качества, как глубокая компетентность в своей сфере, нестандартность мышления, объективность, способность понять и представить точку зрения собеседника, культура ведения дискуссии, прогностические и исследовательские способности, знание жизни, социальная и гражданская зрелость. Не менее существенна для него и способность рассматривать явления в многообразии их связей, иначе говоря, диалектически. Искусство диалектического мышления требует большой дисциплины ума. Подняться до способности осмысления того, как взаимоотносятся единичное и общее, явление и сущность, случайное и необходимое, возможное и действительное, могут не все журналисты.

На мой взгляд, строгим профессиональным критериям в полной мере соответствует автор и ведущий информационно-аналитической программы «Израиль за неделю» международного телеканала RTVI Михаил Джагинов. О его мудрости свидетельствует его взвешенное отношение к событиям, минимум оценочных суждений, высокая языковая культура, эрудированность, умение предвидеть ситуацию. Михаил Джагинов создал себе образ серьёзного и рассудительного журналиста, «аналитика в стальной оправе». Выражаясь современным языком маркетинга, Михаил Джагинов – это бренд.
Профессиональная сторона героя видна всем, а что из себя представляет человек в жизни? Телезвезда, интеллигент, неординарная личность, Михаил Джагинов согласился на мой журналистский эксперимент – эксклюзивное интервью «без галстука». Мы встретились в Иерусалиме тёплым летним вечером, и несколько часов в непринуждённом разговоре с интересным, думающим собеседником пролетели совершенно незаметно.
— Миша, расскажите немного о своей юности, где Вы учились, как давно живёте в Израиле?
— Я репатриировался в Израиль в 1992 году из Москвы в возрасте неполных 20 лет. К моменту отъезда я учился на 3-ем курсе филологического факультета МГУ. Продолжил образование по той же специальности уже в Иерусалимском университете. В 1997-98 гг. в рамках программы студенческого обмена провёл год в швейцарском Цюрихе. Что же касается формальных итогов учёбы, то у меня есть степени бакалавра и магистра по английскому языку и литературе. Плюс пока ещё незавершённая диссертация.
— Вы владеете пятью современными языками и изучали основы многих древних. Каких именно?
— Владею — это громко сказано. Помимо родного русского и иврита, неплохо говорю по-английски, немного хуже по-немецки, могу объясниться по-французски. В своё время изучал также латынь, древнегреческий, старославянский, древнеармянский и эсперанто.
— Вы любите учиться?
— В настоящее время мне больше нравится заниматься самообразованием.
— При таком загруженном графике остаётся ли у Вас время на чтение? Кто Ваши любимые современные писатели и поэты?
— Читать, конечно же, люблю, и стараюсь находить для этого время. Предпочитаю русскую и зарубежную классику, хотя в данный момент с большим удовольствием читаю замечательную совместную работу классиков европейской культуры Умберто Эко и Жана-Клода Каррьера «Не надейтесь избавиться от книг!». С современной российской литературой, признаюсь честно, знаком хуже.
— Все мы родом из детства. Вы можете назвать свои любимые мультфильмы?
— Разумеется. Это, в первую очередь, мультфильмы Норштейна, Хржановского и Татарского: «Ёжик в тумане», «Цапля и журавль», «Сказка сказок», «Дом, который построил Джек», «Падал прошлогодний снег» … А ещё «Малыш и Карлсон» — на мой взгляд, мультфильм, равновеликий книге.
— Есть ли у Вас музыкальное образование? Какую музыку Вам нравится слушать? Ваш любимый музыкант или группа?
— Думаю, большинство из нас, еврейских детей, выросших в бывшем Советском Союзе, на том или ином этапе обучалось музыке, и я в этом плане не исключение. Я окончил музыкальную школу по классу кларнета и одно время даже подумывал о продолжении музыкального образования. Но потом, трезво оценив свои возможности, решил посвятить себя гуманитарным дисциплинам. Музыку выбираю по настроению: от классики и джаза до рока и эстрады.
— Вы умеете рисовать?
— Нет, но люблю и ценю живопись.
— Есть ли у Вас хобби, увлечения?
— Моим увлечением можно назвать путешествия. В детстве коллекционировал машинки, марки, календарики. Сейчас их место заняли эмоции и впечатления.
— Любите ли Вы спорт? Занимаетесь ли спортом?
— Если Вы спрашиваете, люблю ли я смотреть трансляции спортивных соревнований, то да, конечно. На первом месте для меня футбол и теннис. С удовольствием слежу и за шахматными единоборствами. Профессионально спортом никогда не занимался, но, сколько себя помню, плавал, катался на горных лыжах и играл в бадминтон. Стараюсь держать себя в форме.
— Приходилось ли Вам когда-нибудь заниматься боевыми искусствами, например, карате?
— Нет. Мне, признаться, вообще не очень симпатичны боевые искусства, особенно те из них, что связаны с тяжёлыми травмами.
— Любите ли Вы животных? Есть ли у Вас домашние животные?
— Конечно. Домашние животные, на мой взгляд, делают нас людьми, воспитывая сострадание и человечность. Предпочитаю собак — сейчас у меня ирландский сеттер.
— Блюда какой кухни Вы предпочитаете? Любите ли и умеете ли сами готовить?
— Готовлю, увы, плохо, но умею оценить высокое кулинарное искусство. Люблю блюда французской, грузинской, русской и частично китайской кухни.
— Вопрос имиджа для тележурналиста важен – Вы всегда на виду. Как Вы относитесь к моде? Следите за модными тенденциями?
— К моде отношусь с пониманием, однако за тенденциями не слежу. Для меня главный критерий выбора одежды – это её практичность и удобство.
— Вы можете перечислить основные черты вашего характера?
— Стремление к оптимальному результату во всём. Чем бы я ни занимался, стараюсь делать это качественно. Ещё могу назвать вспыльчивость, придирчивость, самоедство…
— Повышенные требования к себе — это следствие перфекционизма?
— Возможно.
— Не мешает ли Вам известность в повседневной жизни?
— Нет, нисколько. Я по своей природе одиночка — стараюсь реже появляться в местах массового скопления людей. Хотя агорафобией не страдаю.
— В одном из интервью Вас назвали «непрактичным романтиком». Что касается практичности, Вы, на мой взгляд, вполне сбалансированный человек. А как насчёт романтики?
— Да, можно сказать, что я романтичен, порой излишне сентиментален, и в некотором смысле даже идеалистичен. Но при этом и здорового цинизма мне не занимать, хотя я всегда стараюсь видеть в людях хорошее.
— Какие ценности являются для Вас абсолютными?
— Жизнь. Любовь. Свобода. Порядочность.
— Что для Вас означает понятие «свобода»?
— Возможность и умение жить по-своему, не вторгаясь при этом в личное пространство других.
— «В начале было слово…» Насколько сегодня печатное слово сохраняет влияние на сознание людей, или в 21 веке вся сила влияния перешла к телевизионной картинке, видеоряду?
— Массовым сознанием в наше время прочно овладел Интернет. Сетевое пространство превзошло телевидение в скорости получения и распространения информации. Удивительно, что расходы на рекламу во всемирной паутине всё ещё уступают телевизионным.
— Вам приходилось интервьюировать многих израильских президентов, премьеров и министров (Шарон, Ольмерт, Нетаниягу). Соприкасаясь с политикой достаточно долго и столь плотным образом, не ощущаете ли Вы, что наступает процесс «выгорания»? Не ощущаете иногда желание сменить род занятий?
— Бывает, но, возможно, это минутная слабость.
— Что Вам больше всего нравится и больше всего не нравится в работе тележурналиста?
— Нравится возможность прямого выхода на широкую аудиторию. Не нравится суетность, заложенная в профессии журналиста.
— Вы в своих интервью, бывает, задаёте не очень удобные вопросы. Люди, которых Вы интервьюируете, не опасаются Вас?
— Надеюсь, что нет. Не ставлю своей задачей напугать собеседника. Правда, чем изощрённее визави, тем тоньше я стараюсь формулировать вопросы.
— Вы встречались со многими известными людьми. Кто из них повлиял на ваш характер и на вашу судьбу?
— У меня нет ощущения, что какая-то из встреч стала судьбоносной. Тем не менее, не стану отрицать, что среди моих собеседников встречались люди сильные и талантливые.
— Случались ли курьёзные случаи за время Вашей телевизионной карьеры?
— Осталось в памяти одно из интервью с Ариэлем Шароном. Это было, если не ошибаюсь, 30 апреля 2005 года, накануне голосования по вопросу размежевания с палестинцами. Во время короткого «разогрева» премьер спросил меня: «Ну, как там дела в Маале Адумим?» Признаться, поначалу я опешил. Первая мысль была: вопрос обращён не ко мне. Стал оглядываться по сторонам. Обретя присутствие духа, вспомнил, что однажды рассказывал Шарону, что живу в Маале Адумим. Мне и в голову не приходило, что он это запомнит. Но вопрос попал точно в цель и настолько меня обезоружил, что буквально выбил карты из рук. Весь мой наступательный запал тут же улетучился. Полководец Шарон взял меня тогда голыми руками.
— Если бы Вам предоставили возможность, ни в чём Вас не ограничивая, создать на ТВ свою передачу, какую передачу Вы создали бы и почему?
— Я, пожалуй, вернул бы в эфир программу «Нота Бене», короткое время выходившую на RTVi. Это были беседы с интересными людьми, посвященные вопросам культуры, искусства и литературы.
— Какое место занимает Б-г в Вашей жизни?
— Интимное. Стараюсь не говорить об этом всуе.
— Принимаете ли Вы понятие «светская духовность», то есть не привязанная к религии и исполнению обрядов? В чём, на Ваш взгляд, проявляется духовность человека?
— Безусловно, принимаю. По-моему, истинная вера должна быть внутри нас, не афишируя себя внешними проявлениями. В Десяти Заповедях всё сказано, это самодостаточная система правил духовной жизни, независимо от принадлежности к религии или исполнению обрядов. А подлинная духовность суть человеколюбие и благожелательность.
— Термин «массовая культура» возник в то же самое время, когда появился термин «средства массовой информации». Культура по определению призвана взращивать человека, культивировать человеческую личность. Является ли, на Ваш взгляд, массовая культура, поп-культура угрозой нравственности современного общества?
— Всё зависит от агрессивности информационного влияния – на активацию каких инстинктов оно направлено, а также от степени восприимчивости и личной защищённости адресной аудитории.
— Современное общество называют обществом потребителей. Могут ли СМИ сделать что-то для того, чтобы духовные ценности возобладали в человеке над материальными?
— Могут постараться, снизив меру пошлости и увеличив объём культурных и просветительских программ.
— Наш мир несовершенен. Не возникает ли у Вас временами желание переселиться в некую гипотетическую страну, где царят любовь и гармония? Или, на крайний случай, изменить окружающий мир в лучшую сторону?
— Надо стараться изменить не мир целиком, а лишь окружающее тебя пространство. Если каждый из нас сделает это, гипотетические миры не понадобятся.
— Тележурналистика — достаточно напряжённая работа. Как Вы снимаете стресс?
— Для меня лучший способ снять стресс – хорошо выспаться.
— Есть ли у Вас личный блог и время на него?
— Нет. Интернет для меня – лишь один из инструментов общения с окружающим миром и получения информации. Пользуюсь электронной почтой, регулярно читаю электронные СМИ. И всё.
— Мало кто знает, но Вы не только тележурналист, но и гид, Вы возите туристические группы из Израиля за рубеж. Расскажите, как Вы к этому пришли, интересно ли Вам этим заниматься.
— Гидом я стал, можно сказать, случайно. Еще до начала занятий журналистикой окончил курсы руководителей тургрупп и три года проработал по этой специальности. В работе с туристами мне очень помог мой швейцарский опыт: знание европейских реалий и иностранных языков. После прихода на телевидение выезжаю с группами лишь эпизодически.
— Для Вас это работа или удовольствие?
— Как и в журналистике, сочетание того и другого.
— В каких странах мира Вам уже удалось побывать? Какие мечтаете посетить?
— В основном, в центральной и западной Европе. Однажды добрался до Америки, но, увы, на очень короткий срок. Хотел бы увидеть Китай и Аргентину.
— Вы любите Израиль?
— Я признателен Израилю за всё, что он дал мне и моим близким. Это, впрочем, не мешает критически, с иронией, а порой печалью и сомнением относиться ко многим сторонам нашей здешней жизни. Однако находясь за пределами страны, я принципиально не позволяю себе критических высказываний в адрес Израиля.
— Что для Вас означает понятие «счастье»?
— Для меня счастье – это прежде всего здоровье и благополучие близких. В личном плане более прочего ценю душевный покой и способность самосовершенствоваться.
Погружение в красочный и разнообразный внутренний мир личности – это таинство. Сложность, неисчерпаемость, сила и красота внутреннего мира человека никак не умещаются в одной плоскости, этот мир имеет глубину, внутреннюю вертикаль, в нём есть несколько уровней. Подлинное присутствие в общении ведёт к признанию таинственной и непознаваемой сферы в самих себе и в других людях и уважительного и осторожного обращения с ней.
«Правильные пчёлы дают правильный мёд» — гласит категорический императив Винни-Пуха. Скромный, со спокойным достоинством, чуткий, галантный и обезоруживающе искренний, мой собеседник раскрылся с новой, неожиданной стороны. Профессионал и Личность с большой буквы, с внутренним моральным кодексом и бережным отношением к людям, Михаил Джагинов ещё раз доказал, что он по праву пользуется уважением и признанием зрителей и коллег.
© Милана Горенштейн
Короткая ссылка: http://wp.me/pYsEi-9L