26 февраля 2016 года в Президентском лесу в Израиле состоялось мероприятие памяти жертв Ходжалы, организованное Ассоциацией дружбы Азербайджан-Израиль (“АзИз”) при содействии фонда Гейдара Алиева, фонда Керен Каемет ле-Исраэль (JNF—KKL) и члена Кнессета, лидера партии «Наш дом Израиль» Авигдора Либермана.
Я посетила мероприятие как независимый журналист, подверглась физическому насилию и оскорблениям со стороны организаторов, была арестована, закована в наручники, доставлена в отделение полиции и допрошена по обвинению в сопротивлении правоохранительным органам при исполнении обязанностей. Мотивировали моё задержание тем, что мероприятие было частным, хотя оно было заявлено в СМИ как публичное. Днём ранее в полицию Израиля был направлен факс с копией приглашения на мероприятие всем заинтересованным лицам, что доказывает, что мероприятие было публичным. И даже если бы оно было частным, я имела право присутствовать на нём как член «АзИз”.
Помимо этого, я письменно обратилась в Минскую группу ОБСЕ, к Премьер-министру Израиля и к председателю фонда Керен Каемет ле-Исраэль (JNF-KKL) с просьбой отменить мероприятие, поскольку оно нарушает нейтралитет государства Израиль и переносит противостояние двух стран, находящихся де-факто в состоянии войны, на территорию Израиля. Информацию о мероприятии получили также спецслужбы, ответственные за расследование коррупционных преступлений в высших эшелонах власти.
На мероприятии я делала фоторепортаж, однако организаторы физически препятствовали моей работе – мешали свободному передвижению, закрывали камеру руками, оскорбляли, сорвали с меня флаги Карабаха и Израиля. Руководители “АзИз” с публичной трибуны провозглашали всем собравшимся гостям и представителям СМИ об убийстве армянскими фашистами 613 жителей Ходжалы. Поскольку независимого расследования о виновниках трагедии жителей Ходжалы в мире до сих пор проведено не было, данное действие квалифицируется как разжигание межнациональной розни в государстве, не являющемся стороной конфликта. . Я заявила всем присутствующим, включая полицейских, о том, что мероприятие является актом информационного террора со стороны Азербайджана в отношении Государства Израиль.
Организаторы подстрекали задержавших меня полицейских обратиться к врачам для фиксации якобы полученных ими от меня “повреждений” и выразили готовность подтвердить эти факты (т.е. дать ложные показания в суде.) После освобождения из полицейского участка я обнаружила в социальных сетях угрозы моей личной безопасности и безопасности моей семьи от лица азербайджанской национальности. Позднее в азербайджанской прессе появилось интервью руководителя “АзИз”, в котором он сообщил, что моё задержание на мероприятии якобы было инициировано службой безопасности Авигдора Либермана.
По факту нападения и угроз личной безопасности 29 февраля мной было подано заявление в полицию, однако дело было закрыто без расследования. По мере получения новых свидетельств и рекомендации юридического советника была попытка внутри полицейской системы возобновить расследование, однако сегодня мне стало известно о том, что дело снова закрыто без расследования. О закрытии дела меня не уведомили письменно (согласно закону), лишив возможности опротестовать решение следователя.
Вышеизложенные факты говорят о том, что полиция Израиля не выполняет должным образом возложенные на неё функции, даже когда речь идёт о безопасности государства и о вопиющих нарушениях закона. Покрывая преступников, полицейские становятся их соучастниками. Все материалы “дела Ходжалы” будут направлены лично Министру внутренней безопасности Израиля Гиладу Эрдану с требованием возобновить расследование и обеспечить мою личную безопасность. Помимо этого, будет рассмотрен вопрос о необходимости реформы полиции в Израиле, вплоть до введения института частной полиции.
(с) Милана Горенштейн
Юрист, журналист